Tuapse city web-site Tuapse city web-site
Туапсе, Краснодарский край, Черноморское побережье Кавказа

Кандидат юридических наук, помощник Туапсинского транспортного прокурора В.А. Новиков рассказывает об экологической ситуации в городе, сложившейся в преддверии курортного сезона 2003 года: туапсинцы помнят, что с 11 по 14 мая приходилось закрыть форточки и ограничить пребывание вне помещений из-за неприятного запаха сероводорода, витавшего в воздухе.

Партнерская реклама:


У них http://www.zolushka-cleans.ru/ генеральная уборка загородного дома недорого и в срок.


 

Чем дышит город Туапсе?

Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современной России. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

 

Не исключением является и небольшой промышленный город – Туапсе, где в морском торговом порту каждый день осуществляется процесс перевалки различных грузов. Население города относится к "такой" деятельности порта в целом спокойно, однако в последнее время люди все чаще начинают выражать свои негодования и недовольства по поводу периодического появления в воздухе запаха неприятных веществ. В июле 2003 года данные обстоятельства перестали быть лишь просто темой для обсуждения между горожанами, а явились проблемой, из-за которой при главе города даже было проведено экстренное совещание. Поводом послужили следующие предшествующие события. 

В период с 11 по 14 мая 2003 года в городе Туапсе ощущался стойкий запах сероводорода. 

Горно-Черноморским отделом СИАК за эти дни был произведен отбор проб воздуха у проходной нефтепирса, у проходной широкого мола и набережной у пассажирского причала.

По результатам анализа установлен факт загрязнения атмосферного воздуха сероводородом в районе пассажирского причала, в 1,85 раза превышающую предельно допустимую концентрацию.

12.05.03 г. СИАК фиксировалось наличие сероводорода в воздухе на грузовой палубе, а 14 мая, в период с 10 час. до 12 час. 30 мин., превышение ПДК зафиксировано:
- у проходной южного мола в 6,86 раза;
- у операторной южного мола в 6,06 раза;
- между причалами 1-2 в 1,06 раза;
- на набережной у пассажирского причала в 1,04 раза. 

Обращения граждан в органы власти города по поводу повышенного содержания сероводорода в атмосфере фиксировались с 11 по 18 мая 2003 года.

Экологами, исходя из специальной методики, погодных условий, было предположительно установлено, что источником загрязнения явилось, стоящее под погрузкой нефти в морском порту Туапсе, греческое судно "MINERVA ALEXSANDRA". В итоге, капитан судна получил письменное предписание о немедленном выполнении мероприятий по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха.

Проблема вроде бы себя исчерпала, и по прошествию месяца об этом говорить стали все меньше и меньше. Однако в начале июля ситуация с запахом по городу повторилась вновь, и в органы государственной власти, правоохранительные и иные контролирующие органы снова стали поступать многочисленные жалобы от граждан об ощущении в воздухе неприятного резкого запаха сероводорода. И самое интересное, что под погрузкой нефти в морском порту Туапсе вновь находилось то же "злосчастное" греческое судно "MINERVA ALEXSANDRA".

Сотрудниками Горно-Черноморского межрайонного отдела (СИАК) 2 июля 2003 года объездом по городу были отобраны пробы атмосферного воздуха. Концентрация сероводорода в точках отбора, а именно пл. Октябрьской революции составила 0,0091 мг/м3, по ул. Гагарина,8 составила 0,0127 мг/м3, возле здания системы управления движения судов с юго-восточной стороны составила 0,0109 мг/м3.

На следующий день было проведено расширенное совещание при главе города Туапсе по факту выброса в атмосферный воздух сероводорода, на котором присутствовали представители Санитарно-эпидемиологической службы города, Горно-Черноморского межрайонного отдела специализированной инспекции аналитического контроля (СИАК), Черноморо-Азовской специализированной морской инспекции Туапсинского отдела государственного контроля, Морской администрации порта Туапсе, генеральный директор ОАО "Туапсинский морской торговый порт" и представитель Туапсинской транспортной прокуратуры. Основная рабочая версия, которая была выдвинута на совещании сводилась к тому, что источником выбросов сероводорода явилось вышеуказанное судно "MINERVA ALEXANDRA". Несмотря на то, что капитан порта Туапсе и генеральный директор ОАО "Туапсинский морской торговый порт" отрицали причастность судна к данному инциденту, ссылаясь на то, что зафиксированные в городе концентрации сероводорода не могли содержаться в танках судна, мною было предложено срочно провести обследование судна и взять пробы из нефтяных танков.

Предложение было принято и совместно с сотрудниками Горно-Черноморского межрайонного отдела СИАК, сотрудниками Черноморо-Азовской специализированной морской инспекции Туапсинского отдела государственного контроля, было проведено обследование указанного выше судна, в процессе которого был составлен протокол осмотра места происшествия, взяты пробы воздуха из танка № 4 (через мерительную трубку) и пробоотборника объединенной линии инертных газов, у капитана судна было отобрано объяснение на двух языках (английский, русский), где он указал, что после последней операции по перевалке нефти танки были промыты. На требование показать сертификат качества предыдущего перевозившегося груза, капитан ответил отказом, сославшись на то, что терминал Ливийского порта "Zueitina", где осуществлялась последняя погрузка, не предоставлял подобного документа судну. Кроме того, капитан судна и представитель агентирующей фирмы "Ситрейд" указали, что все правила и требования, предусмотренные международными договорами, в частности требования "ISGOTТ", соблюдены в полном объеме. 

После проведения обследования судна экологами была проведена экспертиза проб, взятых из танка № 4 и пробоотборника объединенной линии инертных газов. В результате, концентрация сероводорода составила в указанных точках отбора от 3,36 мг/м3 до 34,81 мг/м3.

Исходя из метеорологических условий, результатов анализов атмосферного воздуха, а также из того, что других судов на тот момент, осуществляющих перевалку нефтепродуктов в морском порту г. Туапсе не имелось, было установлено, что источником выбросов сероводорода в атмосферный воздух явился греческий танкер "MINERVA ALEXANDRA".

Выделение в атмосферу токсических веществ (сероводорода) происходило из танков судна в процессе погрузки нефти по мере их вытеснения погружаемым нефтепродуктом. 

В процессе проведения проверки возникло много вопросов. Необходимо было определить какими международными нормативно-правовыми актами регламентируется деятельность судов по осуществлению перевалки нефтепродуктов; что входит в круг обязанностей капитанов судов по обеспечению соответственной безопасности при производстве вышеуказанных работ; нарушены ли местные правила в области охраны окружающей природной среды, и как состыковываются местные правила с международными нормативно-правовыми актами.

Итак, согласно п. 6.33 "Общих и специальных правил перевозки наливных грузов" (7-М) с приходом в порт капитан обязан получить от представителя порта полную информацию о местных правилах и постановлениях, касающихся предотвращения загрязнения окружающей среды. С полученной информацией ознакомить весь экипаж судна.

В соответствии с п. 4.1.1 "Международного руководства по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов" ("ISGOTТ") терминалам следует иметь правила по безопасности и предотвращению загрязнения окружающей среды, которые должны соблюдаться как персоналом танкера, так и терминала.

Так, в п. 4.6.3 "Обязательных постановлений морской администрации порта (МАП) Туапсе" от 1998 года закреплено, что судам, стоящим у причалов порта и на рейде, запрещается осуществлять выброс вредных веществ в атмосферу с нарушением установленных нормативов.

Часть 3 ст. 22 Закона РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гласит: за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно Гигиеническим нормативам ГН 2.1.6.695 ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (Утверждены Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29 апреля 1998 года № 14) предельно допустимая концентрация (ПДК) сероводорода в воздухе городов допускается не более 0,008 мг/м3.

Соответственно, исходя из результатов анализов проб воздуха, взятых в городе Туапсе 02 июля 2003 года превышение ПДК по сероводороду в отобранных точках составило: пл. Октябрьской революции в 1,13 раза, по ул. Гагарина,8 в 1,59 раза, возле здания системы управления движения судов с юго-восточной стороны в 1,36 раза.

Кроме того, в Приложении № 2 к "Общим и специальных правилам перевозки наливных грузов" (7-М) определена предельно допустимая концентрация (ПДК) сероводорода, выделяемого сырой нефтью, которая может содержаться в танках судов после проведения зачистки из под высокосернистых нефтепродуктов – 3 мг/м3.

Следовательно, экспертиза проб, взятых из танка № 4 и пробоотборника объединенной линии инертных газов (от 3,36 мг/м3 до 34,81 мг/м3) также свидетельствует, что концентрация сероводорода в указанных точках отбора имеет превышения ПДК примерно от 1,5 до 11,6 раза.

Вообще, в "Международном руководстве по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов" ("ISGOTТ") подробно расписывается о том, что многие сырые нефти имеют высокий уровень содержания сероводорода, о том, что если предыдущий груз содержал токсичное вещество, то судно обязано проинформировать об этом терминал, то есть порт, а также инспекторов или сюрвейеров танкера. Кроме того, еще в одном международном руководстве - "Общих и специальных правилах перевозки наливных грузов" (7-М) также содержится специальный раздел о том, какие дополнительные меры безопасности необходимо принимать при производстве грузовых операций и транспортировке грузов, содержащих сероводород. Это, в частности, полная и тщательная мойка и дегазация грузовых помещений и насосного помещения, выполнение замеров и отбор проб воздуха в целях контроля содержания сероводорода в танках.

В п. 14.23 (7-М) закреплено, что при большой загазованности палубы необходимо уменьшить производительность погрузки, а если это не даст результата, то погрузка должна быть на время приостановлена, пока скопившиеся газы не рассеются.

Последнее положение, соответственно, относится к тем случаям, когда и терминалу и капитану судна известно о наличии токсических веществ в танках, и процесс погрузки при этом находится под жестким контролем с обеих сторон.

В соответствии с "ISGOTT" предусмотрено обязательное оформление "Листа контроля безопасности на судне и берегу" ("CHECK LIST"), в котором оговариваются вопросы, связанные с безопасной стоянкой судна у терминала и безопасностью в процессе погрузки. Подписывается данный документ капитаном судна и представителем терминала. Такой документ Туапсинской транспортной прокуратурой был запрошен у терминала порта г. Туапсе, все вопросы, связанные с безопасностью осуществления операции по перевалке нефти 02 – 03 июля 2003 года в нем были обговорены. Естественно возник вопрос: кто мог допустить наступление подобных последствий в виде загрязнения атмосферного воздуха иностранным судном? 

Выброс стал возможным в связи с допущением грубых нарушений международных нормативно-правовых актов (руководств и правил) со стороны ОАО "Туапсинский морской торговый порт", регламентирующих порядок предоставления определенных услуг, обеспечение соответствующей безопасности и т. д. 

Данные обстоятельства проявились тогда, когда в процессе проведения проверки возник вопрос, откуда в танках судна мог образоваться сероводород в таких больших концентрациях (до 34,81 мг/м3), если загружаемая на тот момент нефть являлась по классу малосернистой (содержание серы до 0,60%)? Для выяснения этого вопроса мною была проведена консультация с академиком Международной академии наук экологии (МАНЭБ), доктором химических наук, заведующим кафедрой неорганической химии Кубанского государственного университета Панюшкиным В.Т., в процессе которой мы пришли к выводу, что причиной выделения такого количества сероводорода мог явиться предыдущий, перевозившийся танкером груз, а именно – особо высокая сернистая нефть (содержание серы составляет свыше 3,50% согласно ГОСТ 1437-75 "Нефтепродукты темные. Ускоренный метод определения серы"). 

Кроме того, как уже отмечалось, в "ISGOTT" говорится, что многие сырые нефти имеют высокий уровень содержания Н2S, некоторая нефть всегда содержит сероводород на высоком уровне.

Для того, чтобы установить какая массовая доля серы в % содержалась в предыдущем, перевозившемся на танкере "MINERVA ALEXANDRA" грузе, необходимо было истребовать сертификат качества предыдущего груза. 

Ранее я уже говорил, что при проведении обследования судна капитан отказался представить данный документ. Однако в соответствии с п. 5.2 "ISGOTТ" до начала грузовой операции ответственное лицо комсостава должно проинформировать терминал подробными сведениями о предыдущем, перевозившемся грузе, методе зачистки танка (если таковая производилась) и состоянии грузовых танков и трубопроводов.

Поскольку ОАО "ТМТП" по мере проведения проверки и запрашивания интересующей информации в своих официальных ответах неоднократно указывало транспортной прокуратуре, что при осуществлении операций по перевалке нефтепродуктов терминал руководствуется требованиями "Международного руководства по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов" (ISGOТT), "Общими и специальных правилами перевозки наливных грузов" (7-М), и что данные нормативные акты соблюдаются в полном объеме, на имя генерального директора ОАО "ТМТП" был отправлен официальный запрос с просьбой представить, указанные в п. 5.2 "ISGOTТ" подробные сведения о предыдущем грузе, перевозившимся танкером "MINERVA ALEXANDRA" до погрузки нефти 02-03 июля 2003 года (в частности, сертификат качества нефти). На данный запрос ОАО "ТМТП" ответило, что подобный документ у судна не запрашивался и представило лишь документ "предварительная информация о судне" (п. 3.1 "ISGOTТ"), где сказано, что предыдущим грузом танкера была сырая нефть. Исходя из изложенного, налицо нарушение требований "ISGOTТ". Кроме того, в своем официальном ответе Туапсинской транспортной прокуратуре ОАО "ТМТП" указало, что порт (терминал) не является грузителем и поэтому вопросы, связанные с перекачкой нефти, ее (нефти) классификацией и физическими свойствами не в компетенции порта и оговариваются между судном и нефтебазой "Заречье".

В своем ответе на аналогичный запрос нефтебаза "Заречье" указала, что она вообще терминалом не является, находится территориально вне порта и в ее обязанности входит лишь контроль самой перекачки нефтепродуктов, контроль качества нефти, которую она переваливает по своему нефтепроводу, а что касается контроля за действиями иностранных судов в части соблюдения ими требований международных норм при заходах в Российские порты, то этими вопросами она не занимается. 

И действительно, в соответствии с "Международным руководством по безопасности для нефтяных танкеров и терминалов" (ISGOTT) терминал – это место, к которому причаливают или швартуются танкеры для погрузки или разгрузки нефтегрузов; представитель терминала – лицо, уполномоченное властями терминала, которое несет ответственность за эксплуатацию или вахтенную службу; п. 7.1.1 "Наблюдение и контроль" ответственность за безопасность операций по перегрузке груза распределяется между судном и терминалом и возлагается как на капитана, так и на ответственного представителя терминала; 

Для полного уяснения сложившейся ситуации была проведена беседа с генеральным директором ОАО "ТМТП", начальником нефтерайона. В результате объяснений указанных лиц выяснено, что в нарушение указанных выше норм, ОАО Туапсинский морской торговый порт" самовольно, основываясь не на нормах международного законодательства, а на сложившейся практике, распределило обязанности по предоставлению определенных услуг судам между собой, сюрвейерами и нефтебазой "Заречье", что повлекло невыполнение отдельных функций терминала, в частности, по запросам информации от судов, ни одним из перечисленных выше субъектов. По результатам данной проверки Туапсинским транспортным прокурором предприятию ОАО "ТМТП" было внесено представление о недопустимости нарушений закона. В настоящее время Туапсинский морской торговый порт старается предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения майского и июльского инцидентов.

Но самым удивительным во всем произошедшем явилось другое обстоятельство. Дело в том, что в соответствии с Законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю предприятие ОАО "Туапсинский морской торговый порт" имеет РАЗРЕШЕНИЕ "На предельно допустимый выброс (ПДВ) и временно согласованный выброс (ВСВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух", утвержденное 20 марта 2003 года. Данное разрешение выдано на основании Проекта ПДВ, выполненного НИИ "Атмосфера" г. Санкт-Петербург. При изучении последнего выяснилось, что ОАО "ТМТП" имеет право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в частности сероводорода, в определенных количествах, но предусмотренные нормативы пугают воображение своими цифрами. Так, в частности, на причале № 1 ПДК составляет 36,17156 мг/м3, на причале № 4 - 31,57834 мг/м3, причале № 5 - 28,64374 мг/м3, при этом они являются как бы нормальными и полностью обоснованными. Следует напомнить, что концентрация сероводорода в танках судна во время отбора проб воздуха составила до 34,81 мг/м3, и это повлекло превышение ПДК по городу Туапсе почти в два раза. Можно только предполагать, на сколько ПДК по городу могла бы быть превышена, если "нормальная" концентрация в танке судна составляла, к примеру, 36,17156 мг/м3. Кроме того, "Проект ПДВ" и само "Разрешение на выбросы" для ОАО "ТМТП" составлены некорректно. Исходя из содержания этих документов, складывается мнение, что ПДК по сероводороду определены исключительно для судовых энергетических установок (выхлопных труб) нефтеналивных судов.

На основании изложенного, в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР по Краснодарскому краю Туапсинским транспортным прокурором было внесено представление с требованием пересмотреть и в установленном порядке и утвердить для ОАО "Туапсинский морской торговый порт" предельно допустимые нормативы загрязняющих веществ, которые могут содержаться в грузовых танках нефтяных танкеров.

Главное управление МПР РФ по Краснодарскому краю ответило на представление прокурора отказом, сославшись на то, что согласно "Методики расчета выбросов вредных веществ в атмосферу в морских портах" РД 31.06.06-86 суда транспортного флота классифицированы применительно к задачам нормирования выбросов и расчета рассеивания веществ в атмосферу как стационарные источники. Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу выполнен на основе анализа технологических процессов методом материального баланса и представлен в "Инвентаризации источников выбросов", в том числе выбросов сероводорода при заполнении танкеров. Эти данные являются исходными для расчета годовых и секундных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Исходя из сказанного, Главное управление МПР РФ по Краснодарскому краю считает, что требования природоохранного законодательства при выдаче ОАО "ТМТП" Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух им соблюдены полностью. 

Учитывая то, что специалисты Главного управления МПР КК некачественно подошли к проверке установленных прокуратурой фактов, не провели детальное исследование полного тома проекта "Предельно допустимых выбросов" (ПДВ) для ОАО "ТМТП", "Инвентаризации источников выбросов", на основании которых ОАО "ТМТП" они же выдали Разрешение, Туапсинской транспортной прокуратурой был проведен самостоятельный скурпулезный анализ вышеуказанных документов, что позволило нам прийти к следующим выводам.

В "Инвентаризации источников выбросов" (стр.28, 29) сероводород выделяется от источников 0038, 0039, 0040, 0041, 0042, 0043. Это изображено также схематически в приложении № IV к инвентаризации (стр. 162). Для данных источников определены параметры:
* графа № 6 – высота выброса в метрах (13-15 м);
* графа № 7 –диаметр устья (0,4 м);
* графа № 8 –скорость выброса (6,93-7,64 м/с);
* графа № 9 –объемная скорость (0,87-0,96 м3/с;
* графа № 10 –температура выброса (180 t/C).

Указанные параметры, есть не что иное, как выхлопные трубы Судовых энергетических установок (СЭУ). На карте-схеме приложения № IV к инвентаризации (стр. 162) источники выделения газов из сбросных устройств объединенной газоуравнительной системы танкеров (нефтяных танков судов) у причалов № 1 и № 2 идут под номерами 6021 и 6022, а на стр. 21 "Инвентаризации" эти номера источников принадлежат деревообрабатывающим станкам (РСУ). 

Таким образом, налицо несоответствие данных, приведенных в "Инвентаризации", реальному местоположению и параметрам источников выделения нефтяных газов при погрузке судов у причалов № 1 и № 2 ОАО "ТМТП".

Далее, в основу расчета рассеивания сероводорода ("Проект нормативов (ПДВ) книга – 2 (стр. 346-350) положены параметры источников 0038 и 0041, то есть выхлопных труб СЭУ, а выброс сероводорода рассчитывался для резервуаров с нефтепродуктом (танков судов). 

Следовательно, расчет рассеивания для резервуаров с нефтепродуктом (танков судов) подведен под параметры выбросов выхлопных труб судов (СЭУ). Учитывая то, что величина приземной концентрации вредного вещества находится в обратной математической зависимости от высоты источника, скорости выброса и температуры выбрасываемого газа, то есть чем больше указанные параметры, тем меньше приземная концентрация; учитывая также, что безопасная концентрация вредного вещества в выбросе прямо пропорциональна параметрам выброса, то есть чем больше высота источника, скорость выбрасываемого газа и температура, тем больше разрешенная концентрация, можно прийти к следующим выводам, что Проект нормативов ПДВ для ОАО "ТМТП" разработан неправильно, а именно в результате некорректно произведенного расчета полей концентраций сероводорода в долях ПДК, создаваемых источниками выбросов ОАО "ТМТП" на границах жилых застроек г. Туапсе, значительно завышены значения разрешенного (безопасного) количества сероводорода в выбросах от сбросных (дыхательных) устройств нефтеналивных судов при проведении операций по наливу сырой нефти и на причалах № 1 и № 2 ОАО "ТМТП". 

Таким образом, источники выбросов (танки судов) предусмотрены в Разрешении, но они, во-первых, относятся к деревообрабатывающим станкам (РСУ), во-вторых, их параметры представлены параметрами судовых энергетических установок (СЭУ) Фактически, выбросы из танков судов теоретически пропущены через выхлопные трубы нефтеналивных судов. При этом, следует отметить, что СЭУ судов не выделяют сероводорода и являются ничем иным как обычными выхлопными трубами, которые выделяют практически те же вредные вещества, что и выхлопные трубы автомобилей.

Получается, что технология перевозок нефтеналивных грузов (погрузка, выгрузка, подготовка, дегазация, инертизация, мойка танков и др.) сопровождается обязательным выделением из специальных газовыпускных клапанов на судне нефтяных газов. Интенсивность выделения газов, их концентрация зависят от многих факторов и условий: скорости погрузки, состава груза (в том числе предыдущего), количества инертных газов в грузовом танке, метеоусловий и др. И поскольку расчеты произведены неправильно, то нахождение нефтяного терминала в порту Туапсе в непосредственной близости от жилых домов, с разработанными на данный момент для источников выбросов нормативами, само по себе делает жителей заложниками всей этой ситуации. Причем наиболее опасны углеводородные газы, выделяющиеся в процессе погрузки сырой нефти, которые в отличие от сероводорода не имеют запаха.

Исходя из всего вышесказанного и в связи с бездействием Главного управления МПР по Краснодарскому краю, Туапсинская транспортная прокуратура в настоящий момент добивается вмешательства в эту проблему Министерства природных ресурсов РФ, чтобы предельно допустимые концентрации по сероводороду и по ряду других ядовитых веществ, образующихся или выделяющихся от судов, были пересмотрены. В противном случае можно ожидать в будущем повторения абсолютно безнаказанных выбросов ядовитых веществ в атмосферу, что в свою очередь будет оказывать катастрофическое воздействие на здоровье населения города. 


В начало страницы

По всем вопросам, касающимся материалов этого сайта можно обратиться по адресу электронной почты


Баннерная реклама. Размещение.