Tuapse city web-site Tuapse city web-site
Туапсе, Краснодарский край, Черноморское побережье Кавказа

Герб города
Гимн города
Целебный климат
История появления города 
Судьба до революции
Довоенное время
Годы войны
Жизнь после войны
Городской парк культуры
Туапсинский морской порт
Фотосессия "Порт"
Фотосессия "Городские улицы"
Фотосессия "Зимний Туапсе"
Фотосессия "Туапсе ночной"
Валентинов день 14.02.2004

Партнерская реклама:


джубга отдых с бассейном


Судьба до революции

Императорская яхта ”Штандарт”, на которой Николай II 7 июля 1913 года прибыл в Туапсе. Он принял делегацию Общества Армавиро-Туапинской железной дороги и приказал выделить из казны 92 тысячи рублей на реконструкцию старого и строительства нового порта.

В конце сентября 1914 года заканчивается постройка Южного мола длиной 1008 м и волнолома длиной 704 м. На месте нынешнего пассажирского порта построена пристань длиной 170 м с двумя складами и железнодорожными путями.

В 1914 и 1915 годах порт подвергся сильному артиллерийскому обстрелу с турецких крейсеров ”Гебен” и “Бреслау”, ходивших под турецким флагом. Были разрушены причалы, сожжены продовольственные склады на набережной. Были жертвы среди мирного населения.

В связи с первой мировой и гражданской войной старый порт был разрушен, недостроенные причалы и оградительные сооружения в плоть до 1923 года стояли заброшенными.

С введением полного городского устройства Туапсе начинает интенсивно расти, в городе появляются гостиницы, купальни, водолечебницы, народный дом, городской сад, цирк “Буфф“, два кинотеатра (“Одеон” и “Наука и жизнь”), отделение Русско-Азиатского банка, телеграфная контора и многое другое.

Туапсе становится популярным летним курортом, но до идеала далеко: “грязный неумытый городишко Туапсе. Весь в промоинах, загрязненный мусором, с покосившимися заборами, он напоминает собой не цветущий городок, каким должен быть, а свалочное место... Бесконечное число кабаков, высасывающих последние крохи из скудных средств бедняков...”  (Газета “Туапсинские отклики”, 1914 год.)

Центральной улицей города был Абазинский проспект (ул. К. Маркса).

Другие улицы, сохранившиеся на своих теперешних местах:
Екатерининская - ул.Рабфаковская
Тенгинская - ул.Коммунистическая
Дворянская - ул.Красной Армии
Полтавская - ул.К.Цеткин
Крепостная - ул.Полетаева
Казачья - ул.Тельмана 

Указом от 4 июля 1898 г. Основано Варваринскре училище плодоводства и виноградства первого разряда. В училище обучалось 40 человек, рядом был разбит парк, велась большая селекционная работа.

К 1916 году в Туапсе работало семь учебных заведений, из них Варваринское училище, церковно-приходская школа( при православном соборе) и начальные школы.

В 1913 году в городе открылась первая библиотека, построен Народный дом (ныне здание ДЮСШ).

Мощным толчком к развитию города послужило его превращение в крупный транспортный узел. В 1891 году началось строительство шоссе Новороссийск-Сухуми, так что к началу ХХ века Туапсе был связан с Новороссийском и Сочи дорогой.

В 1911 году началось строительство нового порта. Это привлекло в город массу рабочих. И, наконец, строительство Армавиро-Туапсинской железной дороги. Дорога была закончена в 1914 году.

В 1914-15 годах Туапсе становится крупным промышленным центром: порт, железнодорожная станция, механический завод, цементный завод, два кирпичных завода, ледоделательный завод, две механические мастерские (баржи, транспортеры, краны),паровозное депо, железнодорожные мастерские.

В городе был размещен также сильный воинский гарнизон, состоящий из пограничного отряда, трех железнодорожных батальонов, артиллерийской батареи, двух особых конных казачьих сотен, отряда военных матросов.


В начало страницы

По всем вопросам, касающимся материалов этого сайта можно обратиться по адресу электронной почты


Баннерная реклама. Размещение.